ГБОУ города Москвы "Школа №1272" Дошкольные группы "Алые паруса-1"
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата на тему «История возникновения календаря»
16 ноября [сб]
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата на тему «История возникновения календаря» Задачи: - познакомить детей с историей возникновения календаря; - рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современные); - активизация словаря: перекидной, настенный, карманный, отрывной; - продолжать учить детей исследовательской работе; - воспитывать любознательность,бережное отношение ко времени. Ход занятия Вводная часть: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами исследуем большую тему. - Как она называется? (Пространство и время) - Что сегодня ребята мы будем исследовать, вы узнаете из загадки. Дни за днями, круглый год — Утром по привычке Эту книжку папа рвет По одной страничке! (Календарь) - Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы будем исследовать календарь. Основная часть: - А сейчас ребята, посмотрите на наши шаги исследования. - Что означает желтый круг? - Правильно, то, что мы уже знаем. А что вы знаете о календаре? С помощью календаря мы можем сосчитать сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь. Ребята, календарь у нас висит в доме целый год, пока не пройдут все 12 месяцев, а под новый год старый календарь сменяет новый. А сейчас ребята давайте по порядку рассмотрим все календари. Слайд - Посмотрите, я хочу вам показать настенный календарь. - Почему он так называется? Какой он? (большой) Правильно, он большой и может поместиться только на стене, отсюда его название – настенный. На нём написаны названия месяцев, дней недели и числа. - А теперь посмотрите перекидной календарь. - Почему он так называется? - Отрывной календарь. - Почему он так называется? (потому что листочки закреплены на специальной пружине и перекидываются с одной стороны на другую). - Карманный календарь. - Почему он так называется? - Потому что из-за своего небольшого размера он может поместиться в любом кармане, и тот человек, у которого есть такой календарь, может в любое время посмотреть и узнать какой месяц, число и день недели - Настольный календарь. - А сейчас ребята вы можете подойти и посмотреть поближе календари. Воспитатель : Дети, а представляете, были времена, когда у людей не было календаря. - Что же делали люди без календаря? Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Следующий шаг исследования : «Что мы хотим узнать?» Зеленый круг спрашивает, что бы вы еще хотели узнать про календари? А историю возникновения календарей хотелось бы вам узнать, откуда появились календари? Тогда садитесь на свои места. Смотрим. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (Показ на карте.) Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь. Ребята, а вам хотелось бы узнать, что общего во всех календарях. Что же мы будем исследовать? Из чего состоит календарь. Я сейчас каждому из вас раздам календарики. А кто ребята запомнил, как они называются? (Карманные) А у меня на экране свой календарь и я вместе с вами буду его исследовать. Что вы видите на календарике? Цифры. Те, которые крупным шрифтом написаны, что это ребята? Это ГОД. - Сейчас у нас какой год? (2017 год правильно.) А в календариках какой год? 2018 (Это следующий год) Ребята, а сколько месяцев в году? А кто может их назнать? А какой месяц сейчас? Давайте найдем ноябрь, только следующего года. А слева посмотрите ребята, что обозначают буквы? Правильно. Это дни недели. А сколько дней в неделе? Кто мне скажет? А откуда вы узнали? А теперь давайте посчитаем. Действительно в неделе 7 дней. Давайте вслух их произнесем. Ребята, сегодня какой день недели? А какое число? А теперь давайте посмотрим ребята, какой день недели будет выпадать на это число в следующем году. А теперь посмотрите на числа, которые обозначаются красным цветом. Как вы думаете, что это за числа? Это выходные и праздничные дни, когда мы отдыхаем, не ходим в садик, мамы и папы не ходят на работу. А теперь, ребята, найдите самый маленький месяц, где меньше всего дней. Кто нашел ребята. Что для этого нужно сделать? Просмотреть каждый месяц. Давайте сделаем это вместе. Посмотрите первый месяц январь, сколько в нем дней. Второй месяц февраль, сколько в нем дней. Так какой самый короткий месяц? Февраль. А теперь ребята, когда мы исследовали наш календарь, я хочу вам предложить в ваших календариках найти дату, когда родились вы.
- Маша ты когда родилась? - А Адриан, ты когда родился? А итогом нашей исследовательской работы будет наш общий календарь. Но не просто календарь. На нашем общем календаре мы отметим ваши дни рождения. А вы будете отмечать у себя в маленьких календариках. Катя, когда у тебя день рождения? Выходи ко мне, я тебе дам наклеечку и ты приклеишь в месте, когда у тебя день рождения. А вы ребята отмечайте у себя, чтобы не забыть, что в этот день в нашей группе праздник. Посмотрите, ребята, какой замечательный и нужный у нас будет календарь. Мы повесим его в группе и будем знать дни рождения всех деток. Сегодня на занятии ребята я хочу вас всех оценить сама. Вы сегодня на занятии много рассуждали, высказывали свое мнение – вы были думающие. Вы хотели ребята узнать новое о календарях и вы их исследовали- значит вы были какие? Любознательные, исследователи. Вы много рассказывали о календаре. Вы были знающие.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.